Народные мотивы в декоративно-прикладном творчестве детей

Максимова Зоя Михайловна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДОД ЦРТДиЮ им.И.Яковлева
Г. Мелеуз
Народные мотивы в декоративно-прикладном творчестве детей
Часто случается так, что умения и навыки полученные в детстве, мастерство и любовь к природе, привитые умными и чуткими педагогами, становится главным для работы и для жизни.
Я веду кружок «Вязание крючком». Не у всех детей есть усердие и усидчивость, они быстро утомляются, теряется интерес. И чтобы достичь желаемого результата, научить их чему-то серьёзное внимание уделяю организации учебного процесса и разработке практического, раздаточного и наглядного материалов.
Желание заинтересовать и глубже постичь секреты народного рукоделия меня привело к освоению чувашской вышивки, к изучению особенностей чувашского костюма.
Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различного рода обрядовые принадлежности. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Не перестаешь удивляться тонкому вкусу этих мастериц, их долготерпению, чистоте работы, чувству гармонии. Проходят века, но и в наши дни старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой.
Основными цветами в старинных вышивках были мареновый, красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый, желтый. В цветовой гамме большую роль играл белый фон.
По старинным обычаям женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки и всё своё свободное время заниматься изготовлением одежды и украшением тканей.
Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6-7 летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданное.
В комплект приданого молодой девушки входила одежда на все случаи жизни. В приданое также входили покрывала, наволочки, полотенца, головные повязки, набедренные украшения. И всё это было украшено узорами.
С XIX в. в сельскую местность начинают проникать покупные материалы, вышивка постепенно утрачивает свое значение. Уходили из жизни мастера, знавшие секреты искусства, забывались отдельные приемы народной вышивки.
Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов, педагогов, модельеров.
Знакомство с костюмом показывает удивительное многообразие его форм. Почти все образцы народного костюма сохранившиеся до наших времен, относятся сравнительно позднему периоду: XYIII – начало XX столетия. Но в них проступают более ранние, а то и древнейшие слои культурной памяти человечества.
Нет человека, которому бы не шла национальная одежда. Поэтому мы шьем вместе с детьми национальные костюмы, украшаем их вышивкой. Крючком вяжем чувашские головные уборы хушпу.
Как и любое явление народной культуры чувашский костюм имел множество значений и смыслов. Силуэт, форма и расцветка костюма, а так же узоры отражали положение человека в обществе, его пол, возраст, семейное и социальное положение, принадлежность к определённой этнографической группе, селению.
В древности симметричными нагрудными знаками выделялись исключительно замужние женщины «цветущего возраста». Все остальные- девушки, а так же юноши, мужчины- имели на груди ассиметричный декор и
характерный правосторонний разрез.
Головная повязка масмак была подобна радуге, светящейся на голове. Красные узоры на этой полоске холста символизировали движение светил и круговорот жизни. Благодаря сочетанию желто-оранжевых, зелёных и чёрных нитей достигался эффект «мерцания» узоров.
По праздникам женщины надевали хушпу. Обычно на хушпу нашивали четыре ряда серебряных монет и украшались бисером. Серебряные украшения выделяли смысловой центр, подчеркивали красоту и зрелость женщины. Наряды девушек не были столь многослойны как женские. Коса у девушки обычно одна и заплеталась она лентами, которые привязываются к поясу. Благодаря этому девушка всегда чувствительна, когда она наклоняется, и она как бы поневоле приучается держать голову прямо.
В первый день свадьбы девушка-невеста находилась в девичьем костюме, после брачной ночи ее одевали в женский наряд, закрывая голову сурпаном и хушпу.
Детям шили белую одежду, орнаментируя простыми вышитыми узорами и нашивками, дополняя скромными бусами и украшениями из настоящего серебра.
…Уходило и терялось многое. Но остались и живут народный костюм и народная песня. В них отточенные веками ритм и композиционная стойкость, безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В них все осмысленно, нет случайностей и незначительных деталей.
Народный костюм не умирает. Пока в людях осталась тяга к красоте – он живет и развивается, изменяясь сообразно времени и новым требованиям жизни, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Мы, педагоги дополнительного образования хотим разбудить заложенный в наших генах тысячелетний опыт рукоделия, помочь овладеть ремеслом, совершенствовать его. Хочется увлечь, зажечь, приохотить детей к рукоделию как сильному побудителю мотива трудолюбия, с помощью этого выработать постоянную потребность в труде. Народ, не утративший истоки своей культуры, имеет будущее. Отрадно видеть, как в трудное для всех нас время не угасает тяга к рукоделию и творчеству.
  • 0
  • 1535

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.