Арттерапия как способ работы с детьми (Свидетельство о публикации №000273)

1
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.

«Великая сила искусства» или почему любое творчество терапевтично?

Традиционно считается, что арттерапия – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми любого возраста и с любыми нарушениями. Давайте разберемся, так ли это. Для начала неплохо было бы договориться о том, что обозначает само понятие «арттерапия». «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского, определяет арттерапию следующим образом: «использование искусства как терапевтического фактора» (с.34). В свою очередь, если обратиться, например, к Википедии, то можно найти следующее определение искусства: «Иску́cство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе…». Другими словами, когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое отношение к нему. А теперь представьте себе, что у ребенка существует какой-то сильный внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан). Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться — непонятно. А если вспомнить, что эмоции, которые не находят своего выражения могут, накапливаясь, довести до психосоматики… И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом конфликт выразить: сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как мама ему строго говорит, что злиться нельзя, а нарисовать батальную сцену, выплеснув в нее свое раздражение, ему никто не запрещает. И получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает ребенку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. Отсюда можно сделать вывод, что если регулярно заниматься каким-то творчеством, то и психолог никогда не понадобится. Но так ли это? Чтобы в этом разобраться, нам надо ответить еще на один вопрос:

Откуда берутся личностные проблемы?

Есть такое известное высказывание: «На свете нет проблем, есть только задачи, для которых еще не найдено свое решение». Действительно, довольно легко заметить, что одна и та же ситуация, которая для одного ребенка является серьезной проблемой, у другого никаких затруднений не вызывает, и он легко с ней справляется. И разница, видимо, в том, что второй знает способы решения таких задач, а первому они неизвестны. Но если проблема в жизни есть, а способов ее решения – нет, то напряжение, с ней связанное, все равно будет возникать снова и снова, и тогда, сколько не рисуй или не лепи свое состояние, облегчение будет только временным, проблема-то не решена. А если вспомнить, что в мире много однотипных задач, то легко предположить, что если у ребенка не получается решить одну из них, то и все похожие, скорее всего, окажутся нерешенными, а значит напряжение будет становиться все сильнее, и все чаще придется хвататься за бумагу и кисть…

Но с другой стороны, если принципиальное решение у задачи есть, значит, существуют способы, которыми ее можно решить, просто ребенку они не известны, у него умений не хватает подобные задачи решать. И тут на помощь и может прийти психолог: создать такие условия, в которых ребенок сможет свою проблему исследовать, и найти новые для себя способы, которые позволят и ее решить, и все похожие задачи, способ же теперь известен. Собственно, это и будет терапевтическое воздействие, то есть создание условий для целенаправленного поиска ребенка новых способов, эффективных для решения задач определенного типа.

Что же тогда такое арттерапия и как это работает?

То, что обычно называют арттерапией, с нашей точки зрения, по сути, определенный способ работы психолога, при котором условия, необходимые для исследования личностных проблем ребенка, создаются с помощью исследования созданной им картины или скульптуры. С этой точки зрения, арттерапия – процесс создания ребенком некоего собственного материального творческого продукта с целью его дальнейшего исследования.

При этом хотелось бы отметить следующее: любой творческий продукт- это метафора не только конкретной проблемы ребенка, но и всей его личности в целом. Почему так происходит? Личность человека – это единая система, с помощью которой он взаимодействует с миром, и состояние любой ее части накладывает отпечаток на всю его жизнедеятельность. Представьте себе простой пример: вы стерли палец на ноге, но в результате такого незначительного вроде бы события изменится не только ваша походка – скорее всего, вы станете гораздо внимательней к окружающим и постараетесь соблюдать с ними дистанцию, чтобы они на ваш палец случайно не наступили, ваша мимика будет отражать ваши болезненные ощущения, да и настроение, вероятно, тоже изменится. Так и имеющийся внутренний конфликт, и связанное с ним напряжение будут прослеживаться во всех проявлениях человека. Поэтому любая картина, является метафорой личности автора, отражая ее состояние. И, исследуя такую картину или скульптуру, психолог вместе с ребенком смогут исследовать, как устроена личность человека, ее создавшего.

В то же время у такого исследования есть целый ряд достоинств: оно позволяет рассмотреть проблему как бы отдельно от самогоребенка, на модели, что дает возможность взглянуть на проблему со стороны, и в безопасных условиях испробовать разные способы действия и изучить их последствия. Таким образом, произведение ребенка служит предметной моделью, поводом для прояснения представлений ребенка о мире и себе, а также для их разрушения и трансформации в более конструктивные, сначала на уровне модели, а затем и в жизни. Другими словами, происходит работа со способностью ребенка к осознанию собственных действий и отношений и сознательной их коррекции на материале созданной им продукции. Именно такую работу можно называть арт-терапией, в отличии от простого рисования или лепки, которые, снимая внутреннее напряжение, не оказывают воздействия на личностьребенка.

Всем ли подходит арттерапия?

Существует утверждение, что арттерапия не имеет ограничений. Но если понимать этот термин так, как было предложено выше, становится очевидным, что это не так. «Для начала важно понять, что когда в процессе свободной игры ребенок начинает что-то рисовать или лепить – это еще никак не арттерапия, а просто действие ребенка в рамках недирективной игровойдеятельности. Рисование, лепка, создание коллажей и пр. становится арттерапией только тогда, когда ребенок изначально пытается создать некое предметное воплощение той или иной инструкции – или, иначе говоря, когда игровая деятельность становится директивной и начинает осуществляться на каком-то изобразительном поле» (Г. Тимошенко, Е. Леоненко). И, действительно, ребенок, до определенного возраста, не в состоянии выполнить инструкциюпедагога, по той простой причине, что ему в силу возрастных ограничений сложно представить себе некий абстрактный результат, который он хотел бы получить. К тому же уровень сознания ребенка младшего дошкольного возраста не позволяет ему исследовать этот результат, даже если он будет достигнут. Именно поэтому использовать арттерапию с детьми целесообразно не раньше, чем с 5-летнего возраста. При этом верхнего возрастного ограничения, действительно, не существует.

И в конце немного технических моментов, связанных с использованием арттерапии:
 вам потребуется организовать в кабинете места для творчества с учетом того, что арт — «грязное» занятие, поэтому желательно наличие в доступе салфеток, воды, фартуков для творчества и т.п.;
 арт потребует от вас немалых материальных вложений, так как бумага, краски, пластилин и т.п. – материал расходный;
 при анализе рисунка ребенка важно отделять информацию, связанную с личностью ребенка от информации, связанной с техническими сложностями (в том числе – возрастных особенностей, моторного развития и др.);
 выбор размера листа либо предоставляется ребенку, либо осуществляется по принципу: ресурсный рисунок – большой лист, проблемный – маленький;
 подбор материала происходит в зависимости от задачи: акварель – плохо управляема, много полутонов — подходит для работы с чувствами, особенно у подростков и взрослых, малышам ей рисовать трудно; гуашь – яркая, можно изменить нарисованное – хороша для работы с портретами, чувствами; пастель – плохо меняется, но ей проще всего управлять, подходит для начальных этапов работы; пластилин – яркий, легко меняется — используется для работы с чувствами; глина – засыхает и крошится, рассыпается со временем, подходит для работы с проблемами, психосоматикой, птср, чувствами и т.п.;
 и, наконец, все основные принципы использования арта в терапии относятся и к работе с использованием песочницы и созданию ребенком «песочных картин». При этом основным преимуществом песочницы является то, что для работы в ней ребенку не нужны специальные технические навыки (рисования или лепки), а основным преимуществами арттерапии является более простая организация, так как не нужно специальное место для установки песочницы и хранения большого количества игрушек, а также возможность сохранить рисунки детей.
Как же работает психолог?

Во время работы перед психологом будет стоять целый ряд задач:

— Диагностическая. Поскольку, как мы уже говорили, любое проявление человека отражает особенности его личности, перед психологом встает задача увидеть эти особенности в рисунке клиента. А для этого ему как минимум необходимо знать, как устроена личность, и какие нарушения у нее могут быть в принципе. Ну а затем, пихологу понадобится наличие возможных нарушений определить. Как правило, это не так уж сложно сделать, если руководствоваться принципом, что все в мире подчинено законам здравого смысла, и любое нарушение этих законов на картине отражает нарушения в картине мира клиента, а значит – и в его личности в целом. Ведь именно с помощью такой личности он свою картину мира выстроил. А картина мира, в свою очередь, находит свое отражение в созданном клиенте рисунке. Ну, например, если клиент изобразил «добрых» львов, которые никого не убивают и питаются травой, что, как мы знаем, не соответствует реальности, то мы можем предположить, что клиент негативно относится к проявлениям агрессии и, возможно, не умеет ее принимать, ни в себе, ни в других. А это чревато серьезными проблемами, ведь от того, что человек чего-то не принимает, существовать оно не перестает, и он всегда имеет шанс в своей жизни с этим встретиться, а что с этим делать – не знает.

— Демонстрационная. Второй задачей психолога будет все «нелогичности», фрагменты, противоречащие здравому смыслу, клиенту продемонстрировать. В этот момент начинается совместное исследование проблемы, позволяющее психологу показать неадекватность представлений клиента о реальности, и неэффективность его способов взаимодействия с ней. Решается эта задача с помощью вопросов, обращающих внимание клиента на несоответствие тому, что он нарисовал или слепил, тому, что он об этом говорит, или тому, как устроен реальный мир.

— Терапевтическая, включающая в себя как деструктивное, так и конструктивное воздействие. Эта задача связана с тем, что взамен неадекватных представлений и неэффективных способов, клиенту необходимо найти новые. Уже на предыдущем этапе, во время демонстрационной работы, картина мира клиента была частично разрушена психологом, в той ее части, которая противоречила реальности. Но жить с разрушенной картиной мира крайне некомфортно, и клиент начинает искать способы ее реконструкции. И тут психолог задает вопросы, которые могут, как разрушать неадекватные представления клиента об устройстве мира, его отношении к чему-либо или эффективности способов достижения желаемого, так и наводить его на поиск адекватных вариантов. И очень важно для психолога уметь отличать те ответы клиента, которые ему почему-то нравятся, от ответов, которые на самом деле отвечают законам здравого смысла. Ведь психолог – тоже человек и вполне может ошибаться в своих пристрастиях.

Для того, чтобы начать все эти задачи решать, психологу понадобится сформулировать инструкцию. Инструкции могут звучать по-разному, в зависимости от целей, которые ставит перед собой терапевт. Проективные направлены на диагностику состояния личности клиента. Как правило, это свободные инструкции: «Нарисуй (слепи), что хочешь». Их можно использовать, например, в ситуации, когда клиент, особенно ребенок не предъявляет никакой проблемы, с целью выявления ее наличия и демонстрации клиенту. Предметные инструкции используются, когда проблема уже предъявлена, и встает задача ее исследовать. Они могут звучать следующим образом: изобрази свою болезнь, семью, школу, проблему и т.п. Предметные инструкции можно предложить подросткам для прояснения важных понятий: любовь, дружба, свобода. И, наконец, еще один вид инструкций, это инструкции альтернативные, которые позволяют клиенту исследовать разные варианты. Их часто используют, когда перед клиентом встает проблема выбора, или когда он, напротив, ни под каким видом не хочет видеть альтернатив. В первом случае у клиента появляется возможность на модели исследовать последствия каждого выбора и принять решение, во втором – он получает возможность увидеть альтернативу и исследовать ее. Эти инструкции звучат, как предложение нарисовать (слепить) произведение, состоящее из 2 частей. Например: я сейчас – я такой, каким хочу быть; послушный ребенок – непослушный ребенок; добро – зло; уверенность — неуверенность и т.п.

После того, как клиент выполнил инструкцию, начинается обсуждение результата с терапевтом. Именно это – основная часть работы. В процессе этого обсуждения происходит трансформация картины мира клиента, и для того, чтобы эту трансформацию осуществилась, психологу и необходимо обладать знаниями о том, как устроена личность клиента, то есть руководствоваться в своей работе теорией личности. Понадобятся ему и умение эту теорию применить на практике, то есть умение задавать именно такие вопросы, которые позволят сделать личностные нарушения клиента очевидными и для психолога, и для самого клиента, а также умение создать условия, в которых клиент будет вынужден искать новые, адекватные способы взаимодействия с миром.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.