Груповой интеллектуальный тест (ГИТ)

1
Экспертная оценка:
Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ — многоцелевой критериально-ориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как:
1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения;
2) выявление учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
3) определение причин школьной неуспеваемости.

Плюсы:
Tест известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы.
После знакомства с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную, становится очевидным необходимость еще в начальной школе до перехода учащихся в пятый класс, выявить группу риска, группу учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 4 — 6 классах с большими трудностями. Причиной таких трудностей кроме повышенной тревожности может оказаться несоответствие уровня интеллектуального развития отдельных учащихся требованиям учебных программ.
Для определения учащихся с такими трудностями и составления психологических рекомендаций для коррекции этих трудностей можно использовать Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ).

Минусы:
При диагностике каждому ребенку предъявляется тестовый бланк. При проведении группового тестирования или повторного тестирования возникает необходимость в большом количестве бланков на каждого испытуемого. В этом тесте нет бланков ответов. Тестовые бланки могут быть использованы только одним испытуемым.

Области применения:
Тест предназначен для группового обследования умственного развития детей 10-12 лет (учащихся четвертых, пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.

Данный тест может быть использован для выявления неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; для определения индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися; определения причин школьной неуспеваемости; выявления учащихся для обучения по индивидуальной программе; сравнения эффективности разных образовательных систем и методов преподавания; контроля за эффективностью школьного обучения.

Общее описание:
При адаптации в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Тест содержит 7 субтестов:
1. исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
2. арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения);
3. дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);
4. определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков);
5. числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);
6. установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
7. символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы). В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.

На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).
ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость (форма А, Б).
Для оценки индивидуальных результатов теста используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы, показатели границ нормы для каждого образовательно — возрастного уровня учащихся. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение субтеста. После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам, результаты переносятся в таблицу на первой странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошибки, которые суммируются. Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Этот график отражает индивидуальную структуру умственного развития школьника.

Для 4, 5 и 6 классов средней школы результаты получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально — логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа.

Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:
— контроль за эффективностью школьного обучения;
— выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
— определение причин школьной неуспеваемости;
— сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
— сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
— отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

ГИТ рекомендуется использовать для диагностики уровня умственного развития учащихся 4-6 классов
Рекомендованная литература:

Борисова Е.М., Логинова Г.П. «Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста»// Вопросы психологии, №2, 1986г. Руководство к применению группового интеллектуального теста( ГИТ) для младших подростков. М.1993 г

Цели:
а) контроль за эффективностью школьного обучения;
б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
в) определение причин школьной неуспеваемости;
г) сравнение эффективности разных систем и методов
преподавания;
д) сравнение эффективности работы разных учителей и
преподавательских коллективов;
е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Контингент — школьники 10-12 лет.

Характер предъявления — возможно как индивидуальное, так и групповое предъявление.
Ограничения — подходит для детей или подростков с условно нормативным развитием.
Процедура проведения, регистрация результатов и их анализ.

Правила тестирования:
1. Экспериментатор должен говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.
2. Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.
3. Во время зачитывания инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.
4. Время для решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.
5. Школьники, сидящие на одной парте, работают с параллельными формами.
6. Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.
7. Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

Время решения отдельных субтестов:
1. Исполнение инструкции — 4 мин.
2. Арифметические задачи — 6 мин.
3. Дополнение предложений — 5 мин.
4. Определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.
5. Числовые ряды — 4 мин.
6. Установление аналогий — 3 мин.
7. Символы — 4 мин.

ИТОГО: 27,5 мин.

Подготовка к проведению тестирования:
Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами: «Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь рабо¬тать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.

Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».
Экспериментатор должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит: «Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано «Дата». Впишите туда сегодняшнюю да¬ту и рядом урок (первый, второй, третий и т.д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже — дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».

Процедура тестирования См.на psychologists.fo.ru/home

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.