Урок 10 кл. Тема «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки» (Свидетельство о публикации №000587)
1
Тема урока: «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»
10 класс «Общая биология». Автор учебника А.А Каменский.
Цель урока: Способствовать развитию интереса к химической и биологической наукам, углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки, раскрыть метапредметные связи. Формирование знаний о химическом составе клетки.
Задачи урока
Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.
Ход урока
Вводная часть
Приветствие учеников.
Организация проверки знаний по теме «Особенности химического состава клетки»
Заполните схему
Вещества в составе организмов
Взаимопроверка схемы 3 правильных ответа – оценка3
5 правильных ответа — оценка4
6 и более — оценка 5
Основная часть
Учитель: Роль воды в клетке.
Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд3).В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма
— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;
— в клетках старого организма – 60%
— в головном мозге – 85%;
— в клетках эмали зубов – 10-15%.
При потере 20% воды у человека наступает смерть.
Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках?
Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.
Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.
Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях
полостях органов. Она служит для пере носа веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.
Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами.
Задание выписать в тетрадь функции воды. (работа с учебником§7).
Учитель. Строение молекулы воды.
Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.
Вопрос: какова формула воды? Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? Что такое ковалентная связь, водородная связь? (слайд4,5). Записи в тетради.
Свойства воды.
1.Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.
Демонстрация опытов.
Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.
Выписать в тетрадь
Гидрофильные вещества — поваренная соль, этиловый спирт, сахароза
Гидрофобные вещества- растительное масло
2.Вспомните агрегатные состояния воды.
Какова плотность воды? Плотность льда?
Опустить кусочек льда в стакан с водой.
— Что вы можете сказать о плотности воды и льда?
-Какое значение имеет это для живых организмов?
3. В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок.
— Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились?
Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи.
4.Дать определение понятию- теплоёмкость
.
5.Дать определение понятию- теплопроводность
Задание заполните таблицу (работа с учебником)
Значение воды для живых организмов
Свойство воды Значение
Таблицу проверить используя слайды (8-18)
Заключительная часть
Формулировка обобщающего вывода о значении воды.
Выполнение теста.
1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.
2. В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.
3. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.
4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.
5. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.
6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.
Правильные ответы 1-б, 2-в, 3-б, 4-а,5-б, 6-а, 7-а.
Надеюсь, что полученные знания помогли вам больше узнать о роли воды в жизни живых организмах. Благодарю за внимание.
10 класс «Общая биология». Автор учебника А.А Каменский.
Цель урока: Способствовать развитию интереса к химической и биологической наукам, углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки, раскрыть метапредметные связи. Формирование знаний о химическом составе клетки.
Задачи урока
Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.
Ход урока
Вводная часть
Приветствие учеников.
Организация проверки знаний по теме «Особенности химического состава клетки»
Заполните схему
Вещества в составе организмов
Взаимопроверка схемы 3 правильных ответа – оценка3
5 правильных ответа — оценка4
6 и более — оценка 5
Основная часть
Учитель: Роль воды в клетке.
Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд3).В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма
— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;
— в клетках старого организма – 60%
— в головном мозге – 85%;
— в клетках эмали зубов – 10-15%.
При потере 20% воды у человека наступает смерть.
Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках?
Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.
Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.
Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях
полостях органов. Она служит для пере носа веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.
Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами.
Задание выписать в тетрадь функции воды. (работа с учебником§7).
Учитель. Строение молекулы воды.
Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.
Вопрос: какова формула воды? Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? Что такое ковалентная связь, водородная связь? (слайд4,5). Записи в тетради.
Свойства воды.
1.Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.
Демонстрация опытов.
Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.
Выписать в тетрадь
Гидрофильные вещества — поваренная соль, этиловый спирт, сахароза
Гидрофобные вещества- растительное масло
2.Вспомните агрегатные состояния воды.
Какова плотность воды? Плотность льда?
Опустить кусочек льда в стакан с водой.
— Что вы можете сказать о плотности воды и льда?
-Какое значение имеет это для живых организмов?
3. В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок.
— Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились?
Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи.
4.Дать определение понятию- теплоёмкость
.
5.Дать определение понятию- теплопроводность
Задание заполните таблицу (работа с учебником)
Значение воды для живых организмов
Свойство воды Значение
Таблицу проверить используя слайды (8-18)
Заключительная часть
Формулировка обобщающего вывода о значении воды.
Выполнение теста.
1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.
2. В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.
3. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.
4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.
5. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.
6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.
Правильные ответы 1-б, 2-в, 3-б, 4-а,5-б, 6-а, 7-а.
Надеюсь, что полученные знания помогли вам больше узнать о роли воды в жизни живых организмах. Благодарю за внимание.
- +24
- 04081958
- 3169
- 1
Прикрепленные файлы:
вода.ppt
Комментарии (0)