Доклад на тему «Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» (Свидетельство о публикации №00049)

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры, дидактические игры и т. д. В процессе умственного развития детей с первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:
— Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).
— Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно – суставного чувства.
— Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
— Развитие сенсорной культуры ребенка.
— Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
— Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
а) формирование представлений о цвете предметов;
б) формирование представлений о форме предметов;
в) формирование представлений о величине предметов;
г) формирование и коррекция пространственных представлений;
д) формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить, к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех – пяти частей.

Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету – игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги.

На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Например, Маша и Света очень любят подбирать по цвету геометрические фигуры, колечки пирамидки, цветные палочки, камешки к коробкам и т.д. Такие повседневные упражнения дают хорошие результаты. Эти девочки стали более четко различать цвета.

В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Например, можно использовать дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.

Для развития представлений ребенка о величине я использую различные игры – упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п. Например, на занятии дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. Я учу их называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

В силу двигательной деривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве.

Для решения поставленной задачи можно использовать три серии игр. Первая серия направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении.

С первых же занятий детям необходимо предлагать упражнения, способствующие обогащению их сенсорными впечатлениями. Важно научить их прислушиваться к собственным ощущениям, ориентироваться в них.
Например, для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка надо подвести к зеркалу и говорить: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.», «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т.д.» или попросить ребенка определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца.

Вторая серия – игра «Надень кольцо». «Кто правильно назовет», «Ровный круг». Например, игра «Найди свое место», для формирования ориентировки в разных углах зала напротив детей педагог кладет два обруча: зеленый – справа, красный — слева. По сигналу педагога: «На прогулку!», все дети расходятся по группе в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свое место!», дети должны найти свой обруч: правые – правый, левые – левый.

Проведение третьей серии игр способствует пониманию детьми с ДЦП переноса схемы своего тела для определения «правого» и «левого» у человека, расположенного напротив. Педагог, садясь рядом с ребенком, надевает себе и ему на левую руку красное сердце, на правую – зеленый флажок. Далее педагог садится напротив группы испытуемых и показывает, где оказалась его правая и левая рука по сравнению с положением детей. После этого он предлагает узнать, почему так получается, и просит каждого ребенка подползти или подойти и сесть рядом. Когда каждый из испытуемых убеждается, что рисунки на руках у него и у экспериментатора на одной и той же стороне, изображения снимаются, и педагог вновь садится напротив испытуемых.

Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обслуживание серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки (части суток). Например, игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо использовать цветные символы для обозначения разных частей суток.

В ходе работе по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети должны научиться:
— различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
— различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
— определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
— определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
— воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
— усвоить понятия «громко — тихо», «высоко — низко», «быстро — медленно» и использовать в речи.

Благодаря этим разделам осуществляется не только сенсорное развитие – у детей с ДЦП формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.

Литература:
1. Дошкольное воспитание, 2, 2005г.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка, Венгер Л. А., М.: Просвещение, 1988
3. Развивающие тренажеры, Полозова Е. В.
4. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Левченко И.Ю., Приходько О.Г., М.: Издательский центр «Академия», 2001
5. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП, М.: Издательство «Гном и Д», 2004
  • +32
  • 4718

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.