Открытый урок: «Составь узор» (Геометрическая мозаика) (Свидетельство о публикации №000382)
СОСТАВЬ УЗОР (ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА)
ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ДРУЖБА» ИРИЖИПОВА ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА.
Цель:
1. Освоение умения выделить основные признаки предметов: цвет, форму, величину; нахождение предметов с заданными свойствами.
2. Продолжать знакомство с геометрическими фигурами, их элементами; развивать сенсорные способности.
3. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения делать логические выводы. Уметь составлять из частей целое.
4. Различие геометрических фигур, определение их цвета, расположения. Развитие памяти, воображения.
5. Познакомить с новыми фигурами: ромбом и трапецией.
Оборудование: настольные игры: «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», «Собери квадрат». Мешочек с геометрическими фигурами, настольные фланелеграфы, конверты с заготовками для мозаики, клей, кисточки, салфетки, заготовки для аппликации бус, музыкальное сопровождение, костюм доктора Айболита.
Ход занятия.
Организационный момент: Звучит аудиозапись лирической музыки.
Педагог. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Лёше, Вове… А что вы можете пожелать мне (ответы детей). Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой белого дня, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу.
1) Ребята, сейчас я загадаю загадки, и вы поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья?...(круг)
2. Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его......(квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Правильно. Сегодня мы будем говорить о геометрических фигурах. А какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (прямоугольник, овал). На стенде, по мере перечисления, открываются названые фигуры.
Итак, ещё раз скажем, какие геометрические фигуры мы открыли и какого они цвета? Воспитатель и дети определяют, почему одну фигуру называют треугольником, другую квадратом и т.д. Чем круг и овал похожи между собою, и чем отличаются от квадрата, треугольника и т.д.
Игра «Геометрическое лото»
Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляют соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура, берёт её и накладывает на свою карточку, так чтобы фигура совпадала с нарисованной. Дети говорят в каком порядке расположены фигуры.
2) Ребята, я хочу познакомить вас ещё с двумя фигурами. Это ромб и трапеция. Рассмотрим, какого они цвета, и на какие геометрические фигуры похожи.
Ромб похож на квадрат, стороны равны. А углы не прямые, а острые.
Трапеция — это четырёхугольник. Не похож ни на квадрат, ни на ромб. Этот четырёхугольник обладает особыми свойствами, его можно разбить на два треугольника и квадрат.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют её форму и цвет. Затем закрывают глаза, а взрослый прячет фигуры в мешочек. Каждый ребёнок на ощупь определяет форму фигуры, называет её.
3) На стенде висит картина. Воспитатель обращает внимание детей на неё. Читает стихотворение «Фигурная картина» Вадима Костовского.
Фигурная картина
Ножницы, держа как шпагу,
Я, решив создать картину,
Разноцветную бумагу
Режу, словно паутину.
И в углу листа альбома
Клею я квадратик дома.
Лентой стелется дорожка…
Из квадратного окошка
Видно, как с лесной опушки
Подойти к своей кормушке
Без боязни могут звери:
У прямоугольной двери
Корм для них оставлен в нише.
Ешьте смело, только тише:
Там на треугольной крыше
С песней звонкою своей
Примостился соловей,
Облака над ним, а выше,
Освещая всё вокруг
Золотится солнца круг!
Какие геометрические фигуры я отметила в стихотворении? (квадрат, треугольник, круг). Значит, из геометрических фигур можно состовлять картины. Ребята, сейчас я хочу представить вам картину, вылаженную на фланелеграфе. Определяют из каких фигур она состоит. Воспитатель предлагает детям самим сложить геометрическую мозаику (раздаются детям конверты с геометрическими фигурами, картинки, которые они должны собрать, фланелеграфы).
Упражнение «Геометрическая мозаика»
Дети выбирают необходимые фигуры, составляют картину. Дети должны действовать быстро, результативно. Вместе с воспитателем рассматриваются составленные картины.
Физкульт минутка. Гимнастика «Как живёшь?»
Как живёшь?
Вот так! (палец большой выдвигаем)
А плывёшь?
Вот так! (делаем движение)
Как бежишь?
Вот так! (бег на месте)
— Вдаль глядишь?
вот так! (ладонь ко лбу)
Ждёшь обед?
Вот так!(кулак под подбородок)
— Машешь вслед?
Вот так! (машут рукой)
— Утром спишь?
Вот так! (ладошки под щёчку)
— А шалишь?
Вот так! (надуваем щёки и хлопаем ладошками по ним)
4) За дверью раздаётся плач. Воспитатель идёт смотреть, что случилось. В комнату она возвращается уже не одна, а с доктором Айболитом. Он плачет. Воспитатель и дети спрашивают: «Что случилось?».
Айболит: «Горе! О горе! Мои зверята! Завтра «День Африки». Я хотел подарить зверятам африканские бусы. Но, когда летел на орле через горы, выронил чемодан. Бусы рассыпались! Что же делать!».
Воспитатель: « Не плачь Айболит! Ребята тебе помогут собрать бусы. Ведь они всё умеют делать. Ребята, поможем Айболиту?» «Да!»-отвечают дети.
Айболит: «Спасибо! Я собрал детали от бус. А вот так они выглядели (показывает образцы).
Аппликация «Собери бусы»
Воспитатель раздаёт детям образцы (начало нитки бус) и собранные Айболитом детали, клей, кисточки, салфетки. Дети собирают (наклеивают) бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме. Законченные работы рассматривают и объясняют, из каких геометрических фигур они состоят. Айболит благодарит детей за оказанную помощь и уходит.
5) Для закрепления темы квадрат занятия воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Собери квадрат».
Цель игры: Повторить геометрические фигуры, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки.
Задача игрока: Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы.
6) Анализ занятия.
ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ДРУЖБА» ИРИЖИПОВА ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА.
Цель:
1. Освоение умения выделить основные признаки предметов: цвет, форму, величину; нахождение предметов с заданными свойствами.
2. Продолжать знакомство с геометрическими фигурами, их элементами; развивать сенсорные способности.
3. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения делать логические выводы. Уметь составлять из частей целое.
4. Различие геометрических фигур, определение их цвета, расположения. Развитие памяти, воображения.
5. Познакомить с новыми фигурами: ромбом и трапецией.
Оборудование: настольные игры: «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», «Собери квадрат». Мешочек с геометрическими фигурами, настольные фланелеграфы, конверты с заготовками для мозаики, клей, кисточки, салфетки, заготовки для аппликации бус, музыкальное сопровождение, костюм доктора Айболита.
Ход занятия.
Организационный момент: Звучит аудиозапись лирической музыки.
Педагог. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Лёше, Вове… А что вы можете пожелать мне (ответы детей). Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой белого дня, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу.
1) Ребята, сейчас я загадаю загадки, и вы поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья?...(круг)
2. Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его......(квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Правильно. Сегодня мы будем говорить о геометрических фигурах. А какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (прямоугольник, овал). На стенде, по мере перечисления, открываются названые фигуры.
Итак, ещё раз скажем, какие геометрические фигуры мы открыли и какого они цвета? Воспитатель и дети определяют, почему одну фигуру называют треугольником, другую квадратом и т.д. Чем круг и овал похожи между собою, и чем отличаются от квадрата, треугольника и т.д.
Игра «Геометрическое лото»
Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляют соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура, берёт её и накладывает на свою карточку, так чтобы фигура совпадала с нарисованной. Дети говорят в каком порядке расположены фигуры.
2) Ребята, я хочу познакомить вас ещё с двумя фигурами. Это ромб и трапеция. Рассмотрим, какого они цвета, и на какие геометрические фигуры похожи.
Ромб похож на квадрат, стороны равны. А углы не прямые, а острые.
Трапеция — это четырёхугольник. Не похож ни на квадрат, ни на ромб. Этот четырёхугольник обладает особыми свойствами, его можно разбить на два треугольника и квадрат.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют её форму и цвет. Затем закрывают глаза, а взрослый прячет фигуры в мешочек. Каждый ребёнок на ощупь определяет форму фигуры, называет её.
3) На стенде висит картина. Воспитатель обращает внимание детей на неё. Читает стихотворение «Фигурная картина» Вадима Костовского.
Фигурная картина
Ножницы, держа как шпагу,
Я, решив создать картину,
Разноцветную бумагу
Режу, словно паутину.
И в углу листа альбома
Клею я квадратик дома.
Лентой стелется дорожка…
Из квадратного окошка
Видно, как с лесной опушки
Подойти к своей кормушке
Без боязни могут звери:
У прямоугольной двери
Корм для них оставлен в нише.
Ешьте смело, только тише:
Там на треугольной крыше
С песней звонкою своей
Примостился соловей,
Облака над ним, а выше,
Освещая всё вокруг
Золотится солнца круг!
Какие геометрические фигуры я отметила в стихотворении? (квадрат, треугольник, круг). Значит, из геометрических фигур можно состовлять картины. Ребята, сейчас я хочу представить вам картину, вылаженную на фланелеграфе. Определяют из каких фигур она состоит. Воспитатель предлагает детям самим сложить геометрическую мозаику (раздаются детям конверты с геометрическими фигурами, картинки, которые они должны собрать, фланелеграфы).
Упражнение «Геометрическая мозаика»
Дети выбирают необходимые фигуры, составляют картину. Дети должны действовать быстро, результативно. Вместе с воспитателем рассматриваются составленные картины.
Физкульт минутка. Гимнастика «Как живёшь?»
Как живёшь?
Вот так! (палец большой выдвигаем)
А плывёшь?
Вот так! (делаем движение)
Как бежишь?
Вот так! (бег на месте)
— Вдаль глядишь?
вот так! (ладонь ко лбу)
Ждёшь обед?
Вот так!(кулак под подбородок)
— Машешь вслед?
Вот так! (машут рукой)
— Утром спишь?
Вот так! (ладошки под щёчку)
— А шалишь?
Вот так! (надуваем щёки и хлопаем ладошками по ним)
4) За дверью раздаётся плач. Воспитатель идёт смотреть, что случилось. В комнату она возвращается уже не одна, а с доктором Айболитом. Он плачет. Воспитатель и дети спрашивают: «Что случилось?».
Айболит: «Горе! О горе! Мои зверята! Завтра «День Африки». Я хотел подарить зверятам африканские бусы. Но, когда летел на орле через горы, выронил чемодан. Бусы рассыпались! Что же делать!».
Воспитатель: « Не плачь Айболит! Ребята тебе помогут собрать бусы. Ведь они всё умеют делать. Ребята, поможем Айболиту?» «Да!»-отвечают дети.
Айболит: «Спасибо! Я собрал детали от бус. А вот так они выглядели (показывает образцы).
Аппликация «Собери бусы»
Воспитатель раздаёт детям образцы (начало нитки бус) и собранные Айболитом детали, клей, кисточки, салфетки. Дети собирают (наклеивают) бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме. Законченные работы рассматривают и объясняют, из каких геометрических фигур они состоят. Айболит благодарит детей за оказанную помощь и уходит.
5) Для закрепления темы квадрат занятия воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Собери квадрат».
Цель игры: Повторить геометрические фигуры, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки.
Задача игрока: Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы.
6) Анализ занятия.
- +28
- irizhipova72
- 2411
Комментарии (0)