Открытый урок. Тема: «Удивительные свойства воды» (Свидетельство о публикации №000380)

Открытый урок.

Тема: Удивительные свойства воды.
Задачи:

Образовательные:
1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
— учить пользоваться пипеткой.

Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
4.Наблюдение за водой на прогулке.

Материал для занятия: прозрачные стаканчики, пипетки, ложки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, иллюстрации, кубики льда, глобус, предметное стекло, спиртовка, чеснок, соль, глина, воронка, фильтр, цветные полоски. Слайды.

Подготовила и провела занятие воспитатель: Ирижипова О.В.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

Правильно, это вода. Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (тёплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
(Речь сопровождается показом слайдов).

Вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.

Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
– Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Вода содержится в организмах животных, растений, человека.

Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете?
(Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может.)

«Сок жизни» — так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи. И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? А нужна ли вода человеку?
(Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Человек на 65% состоит из воды.)

А теперь поговорим о свойствах воды. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадки которые откроют двери волшебной лаборатории.

1. Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
( водопад)

2. Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(облака)

3. Меня ждали,
Меня звали,
Показался — убежали.
(дождь)

4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)

Опыт с кубиком льда.

Вода может быть в твёрдом состоянии: это лёд. Если мы подержим кубик льда в руках, что произойдёт? (Лёд растает и превратится в воду.) Вода может быть в жидком состоянии: это обыкновенная вода из крана, любого водоёма. Вода может быть в газообразном состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное, замечали, что когда кипит чайник, то из его носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдёт, если вовремя не выключить чайник?
Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась.)
Опыт с испарением воды.
На предметное стекло нанесём несколько капель воды и нагреем на спиртовке. Что произошло с водой? (Испарилась.)
Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
Но это ещё не все свойства воды, есть и другие.

Вода без цвета, прозрачная.

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
(она прозрачная.)
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?
(вода бесцветна.)
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
На доску вешается иллюстрация.

Вода не имеет вкуса.

Ребята, попробуйте воду из стакана. Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Солёная? Кислая? (Безвкусная.) Значит, ещё одно свойство воды – она не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску вешается иллюстрация.

Вода не имеет запаха.

Когда мама печет пироги, аппетитный запах вы чувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод. ( ответы детей )
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
На доску вешается иллюстрация.

Текучесть воды.

Теперь давайте перельём воду из одного сосуда в другой.
Что произошло с водой. (Она поменяла форму, перелилась)
Вывод: Вода жидкая, обладает текучестью.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

Вода — растворитель.

Насыпим в один стакан с водой соли, а в другой — столько же глины или измельченного мела. Помешаем воду.
Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: Вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

Возьмем стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Игра-эксперемент « Цветное молоко»
Налейте молоко в тарелку.
Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Итог занятия.

Скажите, о чем мы сегодня говорили?
Где используют воду?
Какие три состояния воды вы знаете?
О каких свойствах воды вы узнали?
Как можно назвать воду?

Ребята, мы уже с вами говорили о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик.
Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы и фабрики? (Ответы детей.)
Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах всегда была чистая? (Ответы детей.)
(Показ слайдов)
  • +16
  • 1984

Комментарии (0)

Автор публикации запретил добавлять комментарии