Развитие техники чтения у младших школьников (Свидетельство о публикации №000373)

1
Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, — невоспитанный человек, нравственный невежда.
Именно поэтому с первых же дней пребывания ребенка в школе на уроках чтения начинается кропотливая, целенаправленная работа учительницы по привитию детям любви к книге.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему зеленому – и в то же время осознанно осуждают такие черты, как трусость, жадность, лживость, подлость.
Много труда вкладывается, обучая детей читать. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. И наша цель создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.
Итак, уроки чтения не могут проводиться по стереотипному плану, они должны быть разнообразными и определяться тем, как поставлены цели урока и какие пути ведут к их осуществлению. Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей читать. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения. Скажем больше: для характеристики полноценного читателя недостаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в ней изображена. А это – высшее умение обнаруживается уже на начальной стадии образования навыка чтения. Например, читается рассказ В. Осеевой «Сыновья». Уже сейчас, едва оторвавшись от букваря, дети переживают сложный комплекс чувств и мыслей задумываются над словами старика я только одного сына вижу определяют свое отношение к действующим лицам рассказа, ставят вопрос о своем поведении в реальной действительности (ведь показаны – то в рассказе мир семьи, близкая детям действительность!)
Здесь же актуально поставить вопрос: «Сможем ли мы привить любовь к чтению, если ребенок не понимает, что он читает, да еще и часто наказывается за это либо низкой оценкой учителя, либо раздражением родителя?» Людмила Ясюкова в своей книге «Психологическая профилактика проблем обучения и развития школьников» добавляет, что убеждение в том, что произнесение ребенком текста вслух свидетельствует о его понимании, основано на заблуждении, согласно которому чтение относят к речевым навыкам. На самом деле на этом построена вся школьная методика обучения чтению, которая, как показывает практика последних лет, оказывается неэффективной для большого количества детей. Многие ученые это мнение не разделяют, считая чтение зрительным навыком, и потому строят свои методики не на методе слухового анализа, как это принято у нас, а с опорой на графему, на зрительный образ слова.
Педагоги знают, что для отработки и укрепления навыка чтения требуется несколько лет. Даже при активном чтении он автоматизируется у ребенка только к 6-7-му классу. Но если в начальной школе и учителя, и родители постоянно побуждают детей к чтению, то в среднем звене этого уже нет. Ученик часто перестают читать, и не устоявшийся еще навык чтения может деградировать. И здесь уместно вспомнить заповедь Ш.Амонашвили: «Если большинство твоих учеников не хотят читать, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель. Разве можно говорить, что ребенок не хочет читать. Одно дело, когда, в силу обстоятельств, он еще и в состоянии овладеть свободным чтением, ему трудно читать.
При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Этому способствует:
1) троекратный самозамер скорости чтения по методике В.Н. Зайцева, когда темп чтения «растет на глазах».
2) дозированность нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности. Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) можно предлагать детям перечитывание любимых стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловой догадки), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой. Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно. Это прежде всего речевая зарядка. Поэтому урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки включаю упражнение на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласными
би-бе-ба-бо-бу-бы
ри-ре-ра-ро-ру-ры;
чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произнесения при любом темпе речи.
Читая произведения Ш. Амонашвили, я познакомилась с одним из его приемов «минута поэзии» и стала ее также применять.
Каждый ученик готовит к уроку небольшие стихи. И когда дети устают на уроках, мы проводим «минутку поэзии». Один из учеников читает подготовленные стихи, остальные слушают. И это дало плоды в учебной деятельности. У учеников стала развиваться память, чуткость, артистизм. Хоровое чтение также способствует лучшему запоминанию произведения. Как показывает опыт, читая хором, даже самые робкие ученики приучаются произносить читаемое громко, отчетливо, соблюдают необходимый ритм, логические паузы и ударения. Слабо читающим детям нужно подбирать дифференцированные задания, и они должны читать на уроках чаще. На своих уроках стараюсь, чтобы чтение детей было под контролем класса: следить за чтением товарища и исправлять ошибки. Такая система повышает ответственность и внимание каждого учащегося.
Хотелось бы еще затронуть беседу на уроках чтения и рассказать о характере вопросов в беседах.
Беседа – всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить свое отношение к прочитанному. В центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.
После чтения научно – познавательной статьи беседа объединяет все частичные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывают детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи.
Чтение произведений на темы общественной морали требует беседы, которая направлена на осознание психологической атмосферы вокруг обсуждаемого поступка.
Ключом к беседе должен являться вопрос, заставляющий детей размышлять над замыслом автора. Например, при обсуждении сказки А. Гайдара «Горячий камень» прежде всего надо выяснить, считал ли старик себя счастливым и почему, а затем ставить на обсуждение вопрос: в чем же сам Гайдар и его герои видели свое счастье?
Итак, беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Вспомним сказку К. Чуковского «Федорино горе»:
1) Выяснение как поняли дети фактическое содержание (какое горе случилось у Федоры?)
2) Выяснение представлений детей о данном факте (какая посуда убежала от Федоры?)
3) Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей и др. (почему посуда убежала?)
4) Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (кто виноват в горе Федоры?)
5) Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?)
6) Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (выделите слова, показывающие движение посуды)
Вопросы всех типов встречаются по ходу всего урока, но очевидно, что в задания и беседу по первичному восприятию входят преимущественно вопросы из 1-й и 2-й групп. Повторное чтение, сопровождаемое анализом, направляется вопросами 3, 4, 6-м. Для обобщающей беседы преимущественное значение имеют вопросы 4-й и 5-й групп. Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.
Итак, чтение требует постоянного внимания со стороны учителя и учащихся. Подготовительная работа занимает много времени. Почти весь первый год и часть второго года обучения приходится заниматься выработкой у детей навыков чтения, чистого, ясного литературного произношения, правильного ударения, соблюдения определенного темпа, близкого к разговорной речи.
О детском чтении учитель должен заботиться ежедневно. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,-в годы отрочества душа подростка будет пустой…» — говорил в своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский.
Мне очень нравятся строки Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»
И я позволю себе в заключение немного порассуждать на эту тему:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в думах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские.
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
  • +24
  • 1794
  • 1

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.