Развитие цветовосприятия обучающихся на занятиях по бисероплетению (Свидетельство о публикации №00030)

2
Развитие цветовосприятия обучающихся на занятиях по бисероплетению.
Современные исследования в области цвета показывают, что уровень цветовой культуры человека может оказывать влияние на развитие культуры общества в целом. Можно сказать, что цветовая палитра служит своего рода критерием оценки состояния общества, уровня его духовного, нравственного и технологического развития. Поэтому, развитие способностей обучающихся воспринимать и эстетически оценивать цвет представляется не менее важной задачей, чем развитие у них математических, технических, музыкальных и других способностей.
Восприятие цвета очень индивидуально и зависит от художественного опыта и целенаправленного обучения. Художникам, например, свойственно целостное восприятие формы и цвета, тоновых отношений, характер цветосочетаний и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся цветовую культуру, научить их видеть мир во всем многообразии цвета, используя для этого большие возможности декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство дает широкие возможности для творческой самореализации личности. Потребность к самореализации в подростковом возрасте имеет огромное значение для развития личности, обогащения внутреннего мира ребенка духовными ценностями.
В этой связи сохранение и приумножение традиций народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство как отражение исторического культурного наследия народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является хорошим толчком для создания новых идей.
Веками лучшие традиции и образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.
В декоративно-прикладном творчестве бисер является одним из самых красивых выразительных материалов. Ни роспись красками, ни вышивание нитками не могут сравниться с очаровывающим радужным блеском изделий из бисера.
Особое внимание при изучении декоративно-прикладного искусства и его образного языка следует уделять цвету, так как он является объединяющим стержнем восприятия разных видов искусств, одним из важных факторов формирования и развития способности цветовосприятия.
Практика работы показывает, что у обучающихся подросткового возраста происходят изменения в направлениях развития художественных интересов. Ослабевает тяга к привычным занятиям по рисунку, живописи, композиции и появляется интерес к работе с различными материалами и техниками. Следовательно, работу с объектами декоративно-прикладного искусства, в частности, с бисером, можно рассматривать не только как творческий процесс, но и как процесс самореализации, саморазвития личности и, в том числе, развития способности цветовосприятия.
Но в большинстве случаев в процессе обучения уделяется недостаточно внимания вопросам художественной выразительности материала — цвету. Это приводит к целому ряду наблюдаемых в учебных работах недостатков, главными из которых являются: отсутствие образной целостности, гармоничных цветосочетаний, шаблонность выполнения.
Также следует особо отметить, что работа с бисером как вид декоративно-прикладного искусства до сих пор не рассматривалась специально как средство развития способности цветовосприятия обучающихся.
Можно предположить, что использование проблемного метода в процессе обучения и заданий, поддерживающих интерес к процессу работы с бисером, пробуждает желание заниматься данным видом деятельности, что является одним из условий эффективного развития способностей цветовосприятия. Задания построены на противопоставлении (цвета, цветосочетаний), активизируют внимание, способность к сравнительному анализу, пробуждают эмоционально-чувственное переживание, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционно-структурного, стилистического, светотонального, цветового решения, что, и является стимулами развития цветовосприятия.
Учебный процесс эффективен лишь при опоре на современные достижения психолого-педагогической науки, где обучение теоретических основ цветоведения обеспечивает у обучающихся развитие способностей цветовосприятия. Он воспитывает чувство цвета, творческого воображения и зрительных представлений, целостности восприятия, что необходимо для творческого самовыражения в работах, выполненных из бисера.
Процесс организации ориентированной деятельности обучающегося не может быть смоделирован без выявления личностных факторов, которые направлены на выполнение социальных и профессиональных задач, стоящих перед обществом. Таким образом, личностно-ориентированное обучение, развивая способность к цветовосприятию, формирует личность.
Работа с бисером позволяет приобщить детей к творческой деятельности по созданию и освоению гармоничной среды обитания человека, к пониманию ее основных законов и правил, смысла существующих в ней традиций и осуществлять на данной основе формирование системы духовно-нравственных ценностей и представлений о взаимосвязи «человек-среда».
Обучение детей приемам работы с бисером необходимо и возможно, успешность его зависит от ряда факторов: научно-методического обеспечения учебного процесса, материально-технического оснащения занятий и знаний и умений педагога.
Целенаправленное обучение детей на занятиях по бисероплетению основам цветоведения и применение полученных знаний в практической деятельности способствуют достаточно быстрому овладению приемами различения, умению сочетать сложные цвета в изделиях из бисера, что значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.
Можно предположить, что если разработать специальную методическую систему, которая будет включать в себя: а) цели, задачи и содержания предмета ДПИ (бисероплетение); б) опираться на дидактические принципы; будут использоваться педагогические формы проведения занятий, методы, методические приемы; в) средства обеспечения учебно-воспитательного и развивающих процессов (наглядные пособия, таблицы и т.д.), то развитие цветовосприятия детей будет более эффективным, потому что методическая система будет обладать следующими ценными качествами и новизной:
• способствовать успешному применению теоретических знаний по цветоведению в процессе бисероплетения;
• способствовать развитию цветовосприятия обучающихся, как неотъемлемой части эстетической культуры личности;
• позволит реализовать творческий потенциал личности ребенка.
Поэтому педагог по бисероплетению должен поставить перед собой и решить задачу по развитию способностей цветовосприятия у обучающихся в процессе занятий. Важно, чтобы ребенок в процессе работы с бисером овладел способами композиционно-цветового решения изделий из бисера; навыками работы с материалом, техникой бисероплетения, что активно влияет на формирование личности ребенка, обогащение его внутреннего мира духовными ценностями, воспитывает любовь к родной культуре и краю, является благодатной почвой для фантазии.

Список литературы:
1. Агостон Ж. А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне (Пер. с англ. канд. физмат, наук И. В. Пеновой ). М.: Мир, 1982. — 181 с.
2. Алексеев С. С. О цветах и красках. М.: Искусство, 1964. — 53 с.
3. Алексеев С. С. Цветоведение: Учебник для вузов полиграф. Пром-ти. M.-JL: Гизлегпрома в Jlrp. — 1949. — 139 с.
  • +24
  • 1757

Комментарии (0)

Автор публикации запретил добавлять комментарии