Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в нашей стране стали уделять больше внимания. Государство вплотную приступило к решению проблем этой категории граждан. Одной из важнейших задач является предоставление таким людям возможности получения полноценного качественного образования. И основная роль здесь отводится информационным технологиям.
Дополнительно к традиционному обучению в рамках мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года, учащимся предоставляется возможность осваивать выбранные общеобразовательные курсы с использованием дистанционного обучения и специально разработанных образовательных контентов (ресурсов) и компьютерных систем (платформ) дистанционного образования. Дистанционное обучение детей-инвалидов совместно с некоммерческим партнёрством «Телешкола» с использованием поставленных комплектов автоматизированных рабочих мест началось в МБОУ СОШ №10 с 2010 года.
Для осуществления дистанционного обучения в школе, была организована профессиональная подготовка преподавателей по направлению «Дистанционные технологии, методики, способы их использования в условиях организации дистанционного обучения детей — инвалидов, нуждающихся в обучении на дому».
Сетевым преподавателям, организующим образовательный процесс, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами педагога-предметника. Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом в Интернет в общеобразовательном учреждении.
Все рабочие места учителей расположены в кабинете информатики. Каждое рабочее место имеет выход в Интернет. Наличие наушников и микрофона позволяют одновременно работать с двумя обучающимися.
Для размещения всего поступившего оборудования силами школы были изготовлены дополнительные мебельные модули. Каждое рабочее место закреплено за определённым учеником, что позволяет упорядочить контроль использования оборудования, контролировать исправность и наличие всех установленных компонентов оборудования.
На рабочем месте находится Рабочая папка (на каждого ученика отдельная), в которой содержится:
• расписание обучения для ученика с учётом дистанционного обучения;
• должностная инструкция учителя, осуществляющего индивидуальное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;
• методические рекомендации по составлению УМК и к организации урока;
• информация для учителя об особенностях здоровья обучающихся с различными нарушениями;
• методические рекомендации по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями;
• журнал выхода в Интернет.
Дистанционное обучение не рассматривается как единственная форма проведения учебных занятий, полностью исключающая непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов. Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, а также учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.
При проведении уроков с детьми-инвалидами учителя используют различные технологии дистанционного обучения: как локальные, так и сетевые. При организации работы в школе используется единый почтовый E-mail адрес. У каждого ученика есть своя папка, где хранится исходящая и входящая корреспонденция. Также используется Скайп, бесплатная программа, которая предоставляет возможность общения через Интернет с абонентами Skype. Ученикам интересно проводить различные типы видеоконференций с отличным качеством и имеет при этом низкие требования к скорости вашего Интернета и производительности компьютера.
Дистанционное обучение даёт равные права и равные возможности для всех детей, позволяет привлечь любого ребёнка к деятельности и творчеству. При этом есть и ряд проблем:
• отсутствие дистанционного обучения как формы обучения в РФ; сейчас в этом направлении идёт активная работа;
• недостаточный опыт работы педагогов;
• для многих учеников процесс обучения стал сложным;
• для родителей сложность с учетом невладения ими информационными технологиями;
• психологическая неготовность учащихся и их родителей.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы… Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.
Специальная учебная среда позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.
При работе с детьми-инвалидами следует помнить следующее:
Ребенок – индивид, его особенности уникальны, они часть его самого, следовательно, надо не бороться с ними, а создавать условия, в которых этот ребенок с такими особенностями сможет реализовать свои возможности, раскрыть свой потенциал.
Исходя из этих установок дистанционные технологии – уникальный инструмент, способствующий развитию ребенка-инвалида, реализации его интересов, а не инструмент компенсации дефектов, выбранный по причине невозможности обучаться в иных условиях.

Список библиографических ссылок:
1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Выпуск 2. Москва, 2010. – С. 9–12.
2. Менделеева В.А. Образование дистанционное и обычное: преимущества и недостатки. Потенциал, № 4, 2011.
3. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
  • +20
  • 5421
  • 1

Комментарии (0)

Автор публикации запретил добавлять комментарии