Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

2
Основными направлениями данной деятельности являются:
Формирование позитивной «Я-концепции» всех участников образовательного процесса.
Выявление способностей каждого учащегося и создание оптимальных условий для их развития.
Работа с одарёнными детьми.
Разработка адаптированных программ индивидуального обучения одарённых детей.

Работа с одарёнными детьми.

В работе с одарёнными детьми педагогический коллектив опирается на концепцию гуманистической школы в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) которая выделяет творчество (креативность) как осуществление возможности самоактуализации личности. В соответствии с этой концепцией модель одарённости включает:
способности выше среднего и таланты;
креативность, как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы и т.д.
настойчивость и усердие в удовлетворении не насыщаемой познавательной потребности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей :

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
2. Дети с признаками специальной одаренности – одаренности в определенной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

В работе с одарёнными детьми коллектив школы руководствуется принципом индивидуализации обучения, главной целью реализации которого выступает разработка индивидуальных программ.

Этапы работы с одарёнными детьми

Выявление способностей каждого учащегося.
Психологическую диагностику осуществляет психологи ППС.
Выявление специальных способностей осуществляют учителя предметных кафедр научно-методической службы и службы дополнительного образования.
Определение уровня актуального развития по картам динамического наблюдения (все службы школы).
Формирования банка данных одарённых детей.
Разработка индивидуальных программ развития.

Профессиональные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Учителя работающего с одарёнными детьми характеризует:
Позитивная «Я-концепция»;
Социальная зрелость;
Эмоциональная стабильность;
Чувство юмора
Умение строить обучение в соответствии с результатами медико-психолого-педагогического обследования ребёнка.
Умение модифицировать учебные программы и создавать индивидуальные.
Умение стимулировать когнитивные способности учащихся, создавать атмосферу эмоциональной вовлечённости.
Умение консультировать учащегося и его родителей.

Учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Диагностика одарённости учащихся

Выделяются три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в под ростковом возрасте).
2. Дети с признаками специальной одаренности — одаренности в определен ной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психиче ского склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Выявить способности учащихся позволяет целостная психологическая технология оптимизации обучения и раз вития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Четко определённые критерии данного диагностического комплекса позволяют получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся с 1 по 11 классы, их творческого потенциала, а также выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Основной комплекс включает в себя следующие методики:

Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Тест Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации.
Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
Личностный опросник Кеттела для определения личностных особенностей влияющих на обучение.
Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.
Тест Самойловой-Ясюковой для оценки физико-математических способностей и др.

Всего в диагностический комплект входят 12 основных и 9 дополнительных методик. Диагностический комплекс изготовлен государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя и соответствует утверждённым стандартам, обладает высокой диагностической надёжностью.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.