Социальное здоровье подростков. Оценка отношений подростка с классом

Социальное здоровье человека, тем более в подростковый период, во многом определяется социальными установками индивида, характером межличностных отношений, признанием микрогруппы, прошлым опытом и особенностями самовосприятия. Таким образом, восприятие индивидом группы влияет на протекание межличностных контактов. Л.А. Головей и О.Р. Рыбалко (2002, с. 675) предлагают методику, которая позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезности для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».
На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
При разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражало определенный тип восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы).
В их число вошли суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Процедура проведения
Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора, В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.
По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция
«Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами «а», «б» или «в». Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а – знает больше, чем я;
б – все вопросы стремится решать сообща;
в – не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а – используют индивидуальный подход;
б – создают условия для помощи со стороны других;
в – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
в – помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а – некому помогать;
б – не мешают при выполнении задачи;
в – остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
б – мои усилия достаточно вознаграждены;
в – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
а – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
в – каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а – создают дух соперничества между учениками;
б – не уделяют им достаточного внимания;
в – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
б – возможность получения новой информации от других людей;
в – возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль преподавателя должна заключаться:
а – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
в – в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а – имел ко мне индивидуальный подход;
б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
в – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
б – чувствуешь себя ненужным в группе;
в – тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в –успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
а – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б – работать индивидуально с преподавателем;
в – работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка и анализ результатов
На основании ответов испытуемых с помощью ключа производится подсчет баллон по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается 1 балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждою испытуемого записываются в виде многочлена:
1И + mП + nК,
где 1 – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; m – «прагматическому»; n – «коллективистическому», например:
4И + 6П + 4К.

Ключ:

Тип восприятия индивидом группы

Индивидуалистический Коллективистический Прагматический
(1-2 столбец) (3-4 столбец) (5-6 столбец)
1В 8А 1Б 8В 1А 8Б
2А 9Б 2В 9А 2Б 9В
ЗБ 10Б ЗВ 10В ЗА 10А
4Б 11А 4А 11В 4В 11Б
5Б 12А 5В 12Б 5А 12В
6Б 13В 6А 13Б 6В 13А
7Б 14Б 7А 14А 7В 14В

________________
Из кн.: Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007. – С. 242–245.

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а – знает больше, чем я;
б – все вопросы стремится решать сообща;
в – не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а – используют индивидуальный подход;
б – создают условия для помощи со стороны других;
в – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
в – помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а – некому помогать;
б – не мешают при выполнении задачи;
в – остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
б – мои усилия достаточно вознаграждены;
в – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
а – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
в – каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а – создают дух соперничества между учениками;
б – не уделяют им достаточного внимания;
в – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
б – возможность получения новой информации от других людей;
в – возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль преподавателя должна заключаться:
а – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
в – в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а – имел ко мне индивидуальный подход;
б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
в – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
б – чувствуешь себя ненужным в группе;
в – тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в –успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
а – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б – работать индивидуально с преподавателем;
в – работать со сведущими в данной области людьми.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.